Главная > Статьи > Что такое защита бренда?

Что такое защита бренда?

Защита бренда интересует всех предпринимателей, желающих сохранить средства, вложенные в раскрутку имени и завоевание рынка. Разберемся, что подразумевается под этим понятием. Назовем основные способы защиты бренда.

Что можно защитить от недобросовестной конкуренции

Говоря о бренде, обычно имеют в виду обозначение товаров и услуг. У нас в стране под этим чаще подразумевают совокупность уникального торгового предложения и его идентификаторов, к которым относятся:

  • Имя.
  • Слоган.
  • Лого.
  • Узнаваемая упаковка.
  • Доменное имя.

Пример недобросовестной конкуренции йогуртов

Все это может являться объектом защиты, ведь юридическая практика РФ позволяет охранять:

  • Товарные знаки в визуальной и иной форме.
  • Фирменные наименования и коммерческие обозначения.
  • Авторские права и патенты на изобретения, промышленные образцы.

Защита товарного знака

Под товарным знаком (ТЗ) подразумевают как графические, так и словесные обозначения, а также запахи, очертания и цвета упаковки, набор звуков. Чтобы присвоить эти идентификаторы себе, бренд должен их зарегистрировать, обратившись в Роспатент. Делать это нужно сразу после появления обозначений и начала их использования. Ведь если конкуренты заявят права на изображения, слоганы и лого раньше, у них будет преимущество, а бизнесу придет изобретать для себя новые.

Защита фирменных наименований и коммерческих обозначений

Бизнес имеет исключительное право на свое фирменное наименование сразу после его официальной регистрации. То, что указано в качестве него в уставе, автоматически становится интеллектуальной собственностью.

С коммерческим обозначением дела обстоят иначе. Под этим понимают название или логотип, которые известны потребителям как идентификаторы именно вашего предприятия на данной территории. Коммерческие обозначения могут не регистрироваться, но за их присваивание также можно наказать через суд. Если получится доказать, что данные идентификаторы имеют у потребителей стойкие ассоциации с вашим бизнесом и продуктом, нарушитель обязан будет выплатить компенсацию за понесенные убытки.

Авторские права и патентование как способ защиты бренда

Авторские права появляются у создателей графических материалов, музыкальных проигрышей и слоганов. Они возникают автоматически и не требуют регистрации. Однако если вы сами используете плоды чужого труда (лого на упаковке от дизайнера, музыку в рекламе от композитора), необходимо заключение специального договора отчуждения. Только это дает право на владение и распоряжение данными идентификаторами.

Патентование позволяет получить исключительные права, например, на промышленные образцы. В эту категорию относят элементы дизайна продукта и его упаковки. Если они отличаются оригинальностью и новизной, можно смело обращаться в Роспатент с соответствующей заявкой. При положительном решении у вас появится право запрещать конкурентам копирование внешнего вида продукта.

Примеры фирменных обозначений

Как понять, какие из идентификаторов бренда можно защитить

Для начала нужно провести обзор рынка и собрать всю информацию об имеющихся и потенциальных конкурентах. Возможно, вы сами используете уже кем-то зарегистрированное обозначение, а значит, нарушаете права его владельца. Как правило, эти данные можно найти в открытом доступе в соответствующих базах.

Чтобы облегчить себе задачу, можно сразу обратиться к помощи патентного поверенного с определенной специализацией. Он проведет за вас анализ рынка и подскажет, с защиты каких элементов бренда лучше начать прямо сейчас. Получить такую услугу можно в юридической фирме «Городисский и Партнеры».